Человеку важно все, что приносит пользу и облегчает жизнь в обществе. Знания, умения, личный бренд — все эти нематериальные понятия объединяются в термин «символический капитал». Посмотрим, как он работает в трех важных сферах: образовании, социальных связях и личной продуктивности.
Образование. Зачем нужно
- Новые знания — ключ к успешной карьере. А значит, к финансовой независимости и повышению профессионального и социального статуса.
- Больше возможностей, чтобы реализовать себя: например, найти дополнительный источник дохода.
- Умение не теряться в непривычных и сложных задачах — благодаря привычке искать и применять нужную информацию.
- Знания и навыки — это самый надежный актив, его невозможно потерять. Однако в современном мире знания быстро устаревают, поэтому их нужно регулярно обновлять.
Как учиться
Книги
Составьте список для чтения: запишите все, что бы вы хотели прочитать. Рассортируйте книги по темам — и в каждой оставьте не более 5 книг: так вы не будете распыляться и выделите самое важное. После прочтения делайте «саммери» — короткий отчет. Лучше его записать, а не просто проговорить про себя: так лучше запомните материал и сможете восстановить его в памяти спустя какое-то время.
Совет: на смартфоне поменяйте местами иконки соцсетей и приложения для чтения: рука сама будет тянуться по привычному маршруту и попадать в «библиотеку».
Если не знаете, что читать, смотрите в приложении для чтения подборки книг. Так, например, на Bookmate есть «полки» с рекомендуемой литературой и рецензиями читателей.
Курсы
Можно найти учебную программу в Интернете, в том числе бесплатно. Например, учиться на Coursera.org, там есть бесплатный раздел. Подпишитесь на блоги, рассылки институтов и музеев, которые анонсируют лекции.
Узнайте, предлагает ли ваша компания корпоративное обучение. Если нет, попробуйте убедить руководство в необходимости вашего обучения: подготовьте презентацию, где будут очевидны выгоды компании в том, чтобы вы прошли курсы.
Если не знаете, чему и где учиться, изучите списки полезных ресурсов, например, этот.
Личный наставник
Личным наставником может стать кто угодно: ваш друг, который разбирается в интересующей вас теме. Лектор, выступление которого вы слушали. Медийная персона, на которую вы подписаны в соцсетях. Не бойтесь спрашивать о менторстве тех, кто вам интересен.
Перед тем, как выбирать ментора, обратите внимание на следующее:
- каковы его личные достижения;
- подходит ли вам его манера изложения материала;
- сходятся ли ваши ценности (изучите интервью и статьи о нем);
- поинтересуйтесь отзывами тех, кто уже работал с ним.
Помните, что знания и навыки забываются, если их не используют. Например, чтобы хорошо говорить на иностранном языке, недостаточно вызубрить лексику и грамматику, необходима постоянная языковая практика — лучше с носителем языка. Так что регулярно и осознанно применять изученное — это важнейшая часть обучения.
Социальные связи
Зачем нужно
- Созданный имидж будет работать на вас. Вам не придется каждый раз доказывать, что вы — компетентный профессионал и приятный в общении человек. Это своеобразный социальный «аванс», который облегчает жизнь и трансформируется в деньги.
- Накопленный социальный капитал позволит легче поменять работу, найти себе сотрудника, партнера в бизнес, инвестора для вашего проекта.
- Взаимопомощь. Стажер, которому вы помогли советом или рекомендацией, через N лет вполне может дорасти до руководящей должности — и поможет уже вам.
Как учиться
Создание личного бренда
Образ в глазах других людей особенно важен публичным, творческим людям, владельцам бизнесов и стартапов, а также всем экспертам-профессионалам.
Ассоциациями, которые возникают при упоминании вашего имени, можно и нужно управлять. Вот как начать построение личного бренда:
- Оцените cилы. Вам предстоит регулярно публиковать контент, отстаивать свою позицию в комментариях, общаться и знакомиться с новыми людьми онлайн и вживую, выступать на конференциях и т.д. Убедитесь, что у вас достаточно времени и сил (или есть кому делегировать часть работы).
- Проверьте идеи. Ваш бренд должен отражать ваши ценности. Что вы любите и умеете? В чем вы эксперт/профессионал? Какие ценности разделяете? Чем отличаетесь от других? Эти вопросы помогут понять, о чем нужно заявить обществу.
- Определитесь с ЦА. Какие люди входят в вашу целевую аудиторию и где их найти? Проще всего начать с Интернета: социальных сетей, тематических и отраслевых онлайн-ресурсов.
Нетворкинг
Нетворкинг (от англ. net — сеть + work —работать) — это множество знакомых, которые интересуются вашими идеями, проектами и рабочими навыками. Главный принцип нетворкинга: «друг моего друга — это и мой друг». Что делать:
- Активно ведите соцсети. Следите, чтобы каждое действие отвечало ценностям вашего личного бренда.
- Сделайте контент-план. Запас тем + расписание публикации убережет вас от творческого кризиса.
- Действуйте сами. Публикуйте посты, делитесь полезными ресурсами, общайтесь в комментариях к своим и чужим записям, добавляйте в друзья целевых людей. Главное — делать все это регулярно.
Совет: соблюдайте баланс. Нельзя просто использовать умения других людей — предлагайте что-то полезное взамен. Помогайте людям, давайте им обратную связь и знакомьте их между собой.
Что еще
- Подготовьте коммуникативные шаблоны для разных ситуаций. Например, презентацию своего дела на 30 секунд (на случай, если встретитесь в лифте с инвестором своей мечты).
- Выходите «в люди». Например, ходите на профессиональные конференции лично, а не смотрите их в записи. Если работаете дома — периодически выбирайтесь в коворкинги.
- Сделайте себе добротные визитки и всегда имейте их при себе.
Продуктивность
Зачем нужно
- Будете грамотно распределять время и успевать больше.
- Сможете расставлять приоритеты, «не распыляться», сохранять силы для важного.
- Регулярно выделяя время на планирование и «перезагрузку», вы сможете взглянуть на все свежим взглядом. Велика вероятность озарений «так вот как это сделать!» или «а это делать вообще не нужно».
Как учиться
Изучаем разные методики управления делами и проверяем, насколько хорошо они для нас работают. Вот несколько полезных примеров:
- «Как привести дела в порядок». Отличная книга Дэвида Аллена по его методике GTD (GettingThingsDone). Она учит лучше контролировать свою жизнь: быстро определять, что делать дальше, находить стабильность, когда дела выходят из-под контроля, и творчески подходить ко всему: к учебе, работе, отношениям, спорту, мечтам и даже видеоиграм.
- «Тайм драйв» Глеба Архангельского. Главный российский эксперт по тайм-менеджменту в своем бестселлере рассказывает не как «успевать всё», а как успевать Главное.
- Правило помидора. Простой, но очень эффективный метод. Незаменим, если на горизонте большой проект, которым нужно заниматься весь день.
Суть: работаем 25-минутными интервалами, а между ними делаем 5-минутный перерыв. 25 минут работы + 5 минут отдыха = 1 помидор. После 4 помидоров нужно сделать большой перерыв на 30 минут. Самое главное условие — пока идет «помидор», отвлекаться от задачи нельзя. Если отвлеклись — начали отсчет сначала.
Техника была так названа, потому что у ее создателя был кухонный таймер в виде помидорки (его он и использовал для засечения интервалов). В сети можно найти множество «помидорных» таймеров, один из лучших — в приложении ClockworkTomato.
Планирование дня
Выберите удобное время для планирования: кому-то нравится это делать вечером, кому-то — утром. А также изучите способы планирования дня. Есть разные:
- Метод Стивена Кови (или матрица Эйзенхауэра).Все дела делятся на категории по важности и срочности — и для каждой есть своя стратегия действий: сделать прямо сейчас, уделить основное рабочее время, делегировать или отменить.
- Метод 3 дел (долгосрочное планирование). Нужно выделить 3 больших цели на месяц, а затем каждый день планировать 3 маленьких обязательных дела для их достижения.
- Метод Глеба Архангельского. Сложные масштабные задачи дробите на простые мелкие. Утром делайте самую неприятную работу, чтобы в оставшееся время заниматься только тем, что нравится. Выработайте триггеры, которые помогут вам справляться с ленью, и не забывайте включать в график отдых.
Совет: планировать свой день помогут специальные мобильные приложения (например, TickTick, Todoist, Any.do).
Правильные перерывы
Помните, что лучший отдых — смена деятельности: чередуйте интеллектуальную, эмоциональную и физическую нагрузку. Если предыдущий час вы провели на стуле перед монитором, то нырок в соцсети еще больше вас истощит. Нужно переключить мозг, дать нагрузку на другие его участки. Поэтому вставайте. Сделайте пару наклонов. Дойдите до первого этажа и вернитесь пешком по лестнице.
Коротко
- Деньги — не единственная важная вещь в жизни. Знания, умения и социальные связи приносят не только удовольствие, но и выгоду.
- Образование — универсальный ключ к новым возможностям в карьере и развитии. Выбирайте способ по вкусу и бюджету: книги, курсы, личный наставник. Регулярно применяйте на практике то, чему научились.
- Налаженные социальные связи — это своеобразный «аванс», который облегчает жизнь. Ведите социальные сети, развивайте личный бренд и сеть контактов — нетворкинг.
- Продуктивность позволяет грамотно распределять время и силы, добиваться целей и не выгорать. Выберите подходящую систему тайм-менеджмента и обязательно выделяйте время на отдых.