Сюжеты, которые впечатляют людей, влияют на их финансовое поведение, — к такому выводу пришел нобелевский лауреат Роберт Шиллер. Что такое нарративы, как действует коллективная память и при чем тут деловая пресса — разбираемся на основе публикации сайта Эконс.
Андаманские острова в 2004 г. накрыло разрушительное цунами. Однако ни один человек из племени онге, коренных жителей этих мест, не пострадал. Оказалось, что у онге есть легенда, которая передается из поколения в поколение и рассказывает о злых духах, которые охотятся на людей. Признак приближения духов — отход воды от берега. Завидев это, нужно как можно быстрее подняться как можно выше, чтобы спастись.
Кстати, онге являются самым низкорослым племенем в мире — в среднем их рост меньше 150 см, но это не имеет отношения к делу. История о цунами служит иллюстрацией того, как коллективная память и нарративы влияют на поведение людей. В экономике происходит примерно то же самое.
Нарратив — это история, которая «цепляет» людей и становится вирусной: они пересказывают ее друг другу, она влияет на их мышление и принятие решений. Роберт Шиллер написал книгу о нарративной экономике, где рассказал, как нарративы меняют экономическое поведение, управляют рынками и провоцируют кризисы.
«Я думаю, что той неизвестной переменной, которая спровоцировала бум, как раз и были нарративы: так, во время бума, начавшегося в 1997 г., были популярны истории об инвестициях в недвижимость, которые помогли людям очень быстро разбогатеть. Впоследствии это превратилось в спекулятивный пузырь», — говорит Шиллер о буме и последующем кризисе на рынке недвижимости США.
Люди предпочитают не аналитику, а истории, которые вызывают у них сильные эмоции, считает Шиллер.
В новом исследовании Шиллер и его соавторы изучили влияние «нарративов катастрофы» на биржевую динамику. Коллективная память передается с помощью публикаций в деловой прессе: когда экономику штормит, важное место в новостях занимают истории о предыдущих финансовых кризисах. Масштабные провалы на фондовом рынке случаются нечасто, поэтому не каждый становится их свидетелем — а сравнения с прошлым помогают инвесторам строить предположения, что будет дальше. Нарративы имеют важное значение в принятии финансовых решений, выяснили исследователи.
Когда в прессе появляются «нарративы катастрофы», это может служить предупреждающим сигналом о том, что очередной крах рынка приближается. Ученые обнаружили прямую и значимую связь таких нарративов с ростом индекса страха VIX и увеличением волатильности. По их подсчетам, «нарративами катастроф» можно объяснить более трети динамики VIX и около 40% волатильности.
На следующий день после появления соответствующих публикаций в прессе, оценки розничными инвесторами вероятности падения рынка растут. На институциональных инвесторов (то есть представителей фондов, инвестиционных компаний и т.д.) нарративы такого влияния не оказывают. Инвесторы оценивают вероятность обвала рынка, ориентируясь не только на финансовые новости. Если в радиусе 30 миль от их места жительства в течение последнего месяца происходило землетрясение, вероятность встряски на бирже также казалась людям более высокой.
1 | ![]() |
NPBFX | 72% | ||
2 | ![]() |
Cauvo Capital | 69% | ||
3 | ![]() |
Тинькофф Инвестиции | 57% | ||
4 | ![]() |
Открытие Брокер | 56% | ||
5 | ![]() |
Октан-Брокер | 55% | ||
6 | ![]() |
ВТБ | 54% | ||
7 | ![]() |
Риком-Траст | 47% | ||
8 | ![]() |
КапиталЪ | 46% | ||
9 | ![]() |
Русс-Инвест | 46% | ||
10 | ![]() |
АЛОР БРОКЕР | 45% |
Герман Протас 25 апр 2025 NPBFX
Oleg Kit 18 апр 2025 NPBFX
Асташонок Андрей 26 мар 2025 NPBFX
Филипп 23 мар 2025 Cauvo Capital
Scalper 22 мар 2025 NPBFX
Alligator 25 фев 2025 NPBFX
Денис 20 фев 2025 NPBFX