На фоне отказа Европы от импорта ряда сырьевых товаров из России широко обсуждается вопрос переориентации поставок на Китай и страны Азии. В данном отчете мы оцениваем потенциальную импортную емкость китайского рынка, разницу в ценах по сравнению с Европой, а также транспортные расходы. Больше всего от геополитики пострадают, вероятно, производители стали - для нас фаворитами остаются Норникель и ЛУКОЙЛ.
Китайский рынок огромен (его ВВП за 2021 составил $17.7 трлн), на него приходится более 50% общемирового потребления многих сырьевых товаров, таких как сталь, никель, медь. Но в Китае настолько мощное собственное производство, что доля импорта в объеме потребления составляет всего 25%. Это ограничивает возможности замещения российскими товарами импорта из других стран, и обсуждаемая сейчас переориентация российского экспорта с «недружественных стран» на Китай может оказаться труднее, чем кажется на первый взгляд.
Например, объем экспорта стали из России в «недружественные» страны составляет 10 млн т — это 70% от общего объема импорта стали в Китай. Та же проблема возникает с поставками алюминия (94%), никеля (30%) и угля (37%). Лучше дело обстоит с ЖРС, которое Китай импортирует в колоссальных объемах — более 1.1 млрд т в год — и легко может абсорбировать объемы из России (около 1% от этой величины). То же самое касается меди — Китай импортирует 3.6 млн т этого металла в год, а экспорт из России в «недружественные страны» составляет всего 7% этого объема.
Спотовые цены на сталь на рынке Китая составляют $809/т г/к проката, что почти на 50% ниже, чем в Европе ($1 577/т) и на 23% ниже котировок FOB Черное море ($1 050/т), что обусловлено ожидаемыми перебоями в поставках продукции. Поэтому с точки зрения цен перенаправление поставок в Китай не сулит российским производителям существенных экономических выгод.
Цветные металлы в Шанхае торгуются с небольшой премией (+1–17%) к котировкам на LME, что связано в основном с более низкой обеспеченностью ими китайского рынка. Однако в Европе выше наценка за физическую поставку: для алюминия она составляет $500/т (против $150/т в Китае). В результате общая цена алюминия в Китае с учетом премий на 8% ниже, чем в Европе, хотя котировки на Шанхайской бирже на 1% выше, чем на LME.
Стоимость транспортировки сейчас сильно увеличилась из-за того, что у компаний возникает множество проблем с перевозкой: дефицит контейнеров, ограничения на обработку грузов в европейских портах, нехватка судов, готовых принимать груз на борт. Перенаправление поставок из Европы в Китай означает рост расстояний и стоимости перевозки — нагрузка на и без того перегруженное восточное направление российских железных дорог еще больше возрастет. Ставки фрахта из дальневосточных портов также вырастут по сравнению с нынешними $20–25/т в Китай и $30–35/т в Индонезию из-за ограниченного количества судов, обслуживающих российские грузы.
1 | ![]() |
NPBFX | 72% | ||
2 | ![]() |
Cauvo Capital | 69% | ||
3 | ![]() |
Тинькофф Инвестиции | 57% | ||
4 | ![]() |
Открытие Брокер | 56% | ||
5 | ![]() |
Октан-Брокер | 55% | ||
6 | ![]() |
ВТБ | 54% | ||
7 | ![]() |
Риком-Траст | 47% | ||
8 | ![]() |
КапиталЪ | 46% | ||
9 | ![]() |
Русс-Инвест | 46% | ||
10 | ![]() |
АЛОР БРОКЕР | 45% |
Марк 14 май 2025 NPBFX
Герман Протас 25 апр 2025 NPBFX
Oleg Kit 18 апр 2025 NPBFX
Асташонок Андрей 26 мар 2025 NPBFX
Филипп 23 мар 2025 Cauvo Capital
Scalper 22 мар 2025 NPBFX
Alligator 25 фев 2025 NPBFX