Ввиду недостаточного объема данных производственной и таможенной статистики мы оцениваем состояние отрасли, используя данные об объемах транспортировки грузов. Грузооборот в портах в марте упал на 9% г/г, и мы считаем, что решение проблем с морской логистикой будет очень непростым. Ж/д перевозки продемонстрировали устойчивость к кризисной ситуации (-2% г/г), но растущее число порожних вагонов дает понять, что замедление динамики не за горами.
Мы считаем, что самую серьезную проблему для российских экспортеров сейчас представляет логистика поставок по морю. В наибольшей степени, на наш взгляд, она влияет на производителей стали и угля. Из-за ограничений на перевалку российских грузов фрахтовые ставки по некоторым видам сырья и материалов взлетели почти втрое, как выяснилось в ходе общения с компаниями сектора. Стоимость фрахта нефтеналивных танкеров сейчас подскочила до $350 тыс. в день — максимального уровня с 2008 года.
Оборот сухих грузов в марте сократился на 19% г/г до 27.9 млн т, в основном из-за запрета на импорт стали и угля из России в Европу, а также ограничений на обработку российских грузов со стороны морских перевозчиков и европейских портов. Поставки наливных грузов в марте составили 35.6 млн т, не изменившись г/г. Вместе с тем мы считаем, что мартовские показатели не полностью отражают операционные проблемы в сегменте морской логистики.
На наш взгляд, ограничения со стороны Европы серьезно ударили по грузоперевозкам на Балтике. Так, грузооборот порта Санкт-Петербурга в марте упал на 41% до 3.1 млн т, что обусловлено сильным сокращением объемов перевалки удобрений (-0.5 млн т, -72%) и черных металлов (-0.3 млн т, -49%). Увеличение грузооборота в дальневосточных портах закономерно, но, на наш взгляд, эта тенденция потребует строительства складов и расширения пропускной способности железных дорог.
Самый существенный вклад в сокращение загрузки внесли уголь и нефть, объемы транспортировки которых в марте упали на 4% и 5% г/г соответственно. Также на фоне экспортных ограничений наблюдалось значительное снижение объемов перевозок минеральных и химических удобрений — на 7% г/г. В то же самое время перевозки черных металлов выросли на 5% г/г за счет экспортных поставок и пополнения внутренних запасов.
На середину апреля, по оценкам РЖД, простаивало 137 тыс. грузовых вагонов (включая 37 тыс. полувагонов), что затрудняет передвижение по некоторым путям. Это связано с сокращением экспортного трафика на фоне наложенных санкций. В 2021 на внешний трафик приходилось свыше 40% общих объемов перевозок.
По данным РЖД, с начала апреля объемы заявок на транспортировку товаров в сибирском и дальневосточном направлении выросли почти на 30% г/г. Мы ожидаем, что этот тренд продолжится и объемы восстановятся во 2П22 по мере адаптации российской экономики к внешнеторговым ограничениям.
1 | ![]() |
NPBFX | 72% | ||
2 | ![]() |
Cauvo Capital | 69% | ||
3 | ![]() |
Тинькофф Инвестиции | 57% | ||
4 | ![]() |
Открытие Брокер | 56% | ||
5 | ![]() |
Октан-Брокер | 55% | ||
6 | ![]() |
ВТБ | 54% | ||
7 | ![]() |
Риком-Траст | 47% | ||
8 | ![]() |
КапиталЪ | 46% | ||
9 | ![]() |
Русс-Инвест | 46% | ||
10 | ![]() |
АЛОР БРОКЕР | 45% |
Марк 14 май 2025 NPBFX
Герман Протас 25 апр 2025 NPBFX
Oleg Kit 18 апр 2025 NPBFX
Асташонок Андрей 26 мар 2025 NPBFX
Филипп 23 мар 2025 Cauvo Capital
Scalper 22 мар 2025 NPBFX
Alligator 25 фев 2025 NPBFX