Ввиду недостаточного объема данных производственной и таможенной статистики мы оцениваем состояние отрасли, используя данные об объемах транспортировки грузов. Грузооборот в портах в марте упал на 9% г/г, и мы считаем, что решение проблем с морской логистикой будет очень непростым. Ж/д перевозки продемонстрировали устойчивость к кризисной ситуации (-2% г/г), но растущее число порожних вагонов дает понять, что замедление динамики не за горами.
Мы считаем, что самую серьезную проблему для российских экспортеров сейчас представляет логистика поставок по морю. В наибольшей степени, на наш взгляд, она влияет на производителей стали и угля. Из-за ограничений на перевалку российских грузов фрахтовые ставки по некоторым видам сырья и материалов взлетели почти втрое, как выяснилось в ходе общения с компаниями сектора. Стоимость фрахта нефтеналивных танкеров сейчас подскочила до $350 тыс. в день — максимального уровня с 2008 года.
Оборот сухих грузов в марте сократился на 19% г/г до 27.9 млн т, в основном из-за запрета на импорт стали и угля из России в Европу, а также ограничений на обработку российских грузов со стороны морских перевозчиков и европейских портов. Поставки наливных грузов в марте составили 35.6 млн т, не изменившись г/г. Вместе с тем мы считаем, что мартовские показатели не полностью отражают операционные проблемы в сегменте морской логистики.
На наш взгляд, ограничения со стороны Европы серьезно ударили по грузоперевозкам на Балтике. Так, грузооборот порта Санкт-Петербурга в марте упал на 41% до 3.1 млн т, что обусловлено сильным сокращением объемов перевалки удобрений (-0.5 млн т, -72%) и черных металлов (-0.3 млн т, -49%). Увеличение грузооборота в дальневосточных портах закономерно, но, на наш взгляд, эта тенденция потребует строительства складов и расширения пропускной способности железных дорог.
Самый существенный вклад в сокращение загрузки внесли уголь и нефть, объемы транспортировки которых в марте упали на 4% и 5% г/г соответственно. Также на фоне экспортных ограничений наблюдалось значительное снижение объемов перевозок минеральных и химических удобрений — на 7% г/г. В то же самое время перевозки черных металлов выросли на 5% г/г за счет экспортных поставок и пополнения внутренних запасов.
На середину апреля, по оценкам РЖД, простаивало 137 тыс. грузовых вагонов (включая 37 тыс. полувагонов), что затрудняет передвижение по некоторым путям. Это связано с сокращением экспортного трафика на фоне наложенных санкций. В 2021 на внешний трафик приходилось свыше 40% общих объемов перевозок.
По данным РЖД, с начала апреля объемы заявок на транспортировку товаров в сибирском и дальневосточном направлении выросли почти на 30% г/г. Мы ожидаем, что этот тренд продолжится и объемы восстановятся во 2П22 по мере адаптации российской экономики к внешнеторговым ограничениям.
1 | ![]() |
NPBFX | 72% | ||
2 | ![]() |
Cauvo Capital | 69% | ||
3 | ![]() |
Тинькофф Инвестиции | 57% | ||
4 | ![]() |
Открытие Брокер | 56% | ||
5 | ![]() |
Октан-Брокер | 55% | ||
6 | ![]() |
ВТБ | 54% | ||
7 | ![]() |
Риком-Траст | 47% | ||
8 | ![]() |
КапиталЪ | 46% | ||
9 | ![]() |
Русс-Инвест | 46% | ||
10 | ![]() |
АЛОР БРОКЕР | 45% |
Andrei 20 июн 2025 NPBFX
Кристина 12 июн 2025 NPBFX
S_Roman 21 май 2025 NPBFX
Марк 14 май 2025 NPBFX
Герман Протас 25 апр 2025 NPBFX
Oleg Kit 18 апр 2025 NPBFX
Асташонок Андрей 26 мар 2025 NPBFX