Маржа и рентабельность: что нужно знать инвестору

5 декабря 2022   БКС Мир инвестиций

Рентабельность, маржа и маржинальность - эти слова инвесторам приходится слышать очень часто, но если вы новичок, в экономической теории легко запутаться. Разберемся, что это за показатели, чем они отличаются, каких видов бывают и чем полезны при анализе компаний. Profitability Ratios - класс финансовых показателей, которые показывают, насколько эффективно работает бизнес. Одним из таких показателей является маржа или рентабельность.

В понятие маржи можно вложить и другой смысл, в зависимости от области применения, мы будем говорить о марже в бизнесе. Маржой называют полученные доходы за минусом себестоимости. Полученное значение будет абсолютным — то есть, выраженным, например, суммой в рублях — поэтому разные компании бесполезно сравнивать по этой цифре. Так что чаще всего речь идет об относительном показателе — маржинальности, которая выражена в процентах.

Рентабельность — еще один относительный показатель эффективности компании. В отличие от маржи и маржинальности, при подсчете рентабельности учитывают все расходы, а не только себестоимость.

Какие виды показателей существуют

Для подсчета рентабельности чистая прибыль делится на ресурс для получения этой прибыли: активы, инвестиции и т.д. К основным видам относятся:

  • Рентабельность активов, или ROA
  • Рентабельность собственного капитала, или ROE
  • Рентабельность доходов/продаж/выручки, или ROS
  • Рентабельность инвестиций, или ROI

Маржинальность учитывает выручку, в название используется слова маржа, но на деле речь всегда про относительный показатель. Вот несколько самых распространенных показателей:

  • Валовая маржа показывает, сколько компания сохраняет средств на одну единицу продаж для остального обслуживания бизнеса: Выручка – себестоимость / Выручка * 100%
  • Маржинальность чистой прибыли показывает долю прибыли в объеме выручки: Чистая прибыль / Выручка * 100%
  • EBITDA margin или рентабельность по EBITDA позволяет оценить эффективность по сокращению затрат: EBITDA / Выручка * 100%
  • Operating margin или операционная рентабельность — сколько операционной прибыли генерирует компания на одну единицу выручки: Операционная прибыль / Выручка * 100%

Маржинальность: большая или маленькая

Принято выделять следующие виды компаний по маржинальности:

  • Низкомаржинальные — значение до 20%. Это компании с высокой конкуренцией, без возможности установить высокую наценку. К таким компаниям можно отнести торговые компании — ритейл, где продаются товары первичной необходимости.
  • Среднемаржинальные — значение в пределах 40–50%. Компании с такой маржинальностью находятся в конкурентной среде, но есть множество точек роста или развития, а продукция пользуется хорошим спросом. Примеры: непродуктовый ритейл, стройматериалы, продажа техники, производство.
  • Высокомаржинальные — значение более 50%. Это могут быть товары с повышенным спросом, производство нематериальных активов, программ и так далее. Обычно высокомаржинальными компаниями называют IT-сферу и высокие технологии.

Высокая или низкая маржинальность сама по себе не является признаком того, что компания «плоха» или «хороша» для инвестиций. Она отражает лишь текущее положение дел и эффективность работы менеджмента и других важных отделов компании. Полученные значения следует сравнить и проанализировать, прежде чем сделать выводы.  

Что влияет на маржинальность

В разных отраслях на маржинальность влияют разные факторы. К ним относятся:

  • Сезонность,
  • Регулирование со стороны правительства,
  • Непредвиденные обстоятельства,
  • Внутренние и внешние риски,
  • Курс валют,
  • Ценообразование материалов и стоимость сырья.

Как использовать показатели

Назвать оптимальные значения маржинальности или рентабельности нельзя, золотых стандартов не существует. Компании из разных секторов имеют разные переменные расходы. Например, производитель программного обеспечения не платит за содержание завода, дорогостоящие станки или автопарк. Выручка может быть намного выше постоянных расходов, поэтому и валовая маржа будет высокой. С другой стороны, завод по производству кирпичей имеет много постоянных расходов и маржинальность будет низкой. Сравнивать эти две компании по маржинальности не имеет смысла — сопоставлять нужно показатели компаний из одного сектора.

Следить за показателями стоит в динамике по годам или по кварталам. При этом результаты можно усреднить — например, посчитать среднее значение в отрасли и сравнивать с ним.

Если отклонения в динамике весомые, то нужно искать причины. Например, если маржа чистой прибыли сократилась на квартальной основе, а сезонного влияния нет, это могло быть следствием изменения налогообложения, снижения операционной прибыли или снижения валовой маржи — то есть, либо снизились доходы, либо выросла себестоимость. Проанализировав конкретные показатели, можно сделать вывод, окажут ли эти факторы долгосрочное влияние или перед нами разовый негатив.

Главное

  • Маржа - абсолютная величина. Чтобы сравнивать между собой компании разных размеров, используется относительный показатель, выраженный в процентах, — маржинальность.
  • Формулы для расчета рентабельности используют чистую прибыль, а маржинальности — выручку.
  • Отрицательные значения рентабельности говорят о наличии убытков. Отрицательная маржинальность сообщает о том, что расходы больше доходов.
  • Маржинальность и рентабельность помогают оценить эффективность работы компании. Показатели следует изучать в динамике и сравнивать с аналогичными компаниями из одного сектора.
  • Если показатели начали снижаться, то инвестор может найти причину неэффективности. Нужно разобрать составные части формулы, учитывая возможные отраслевые риски.
Источник  

Рекомендованные материалы по теме



Рейтинг Брокеров

Все брокеры

Отзывы о Брокерах

На днях перешел на счет Expert. Что сказать, несказанно рад) Больше года торгов к этому шел чтобы разогнать депозит. Получилось. Как-то хорошо...

Andrei   20 июн 2025   NPBFX


Вначале у меня сестра начала торговать в этой компании. Я только наблюдала как она училась и когда мне начала показывать настоящую прибыль на счете,...

Кристина   12 июн 2025   NPBFX


У меня трейдинг исключительно долгосрочный. Не суюсь в рынок каждый день и не мониторю каждую сделку в журнале на скорость исполнения. Тем более не...

S_Roman   21 май 2025   NPBFX


Вчера делал вывод 550 WMZ. Кипер зазвенел монетами где-то часа через полтора после отправки заявки в ЛК. Вообще сервис у NPBFX могут оценить, как...

Марк   14 май 2025   NPBFX


После Armada перешел в NPBFX и ни капли не пожалел. Платформа отточена, исполнение стабильное. Проскальзывания рыночные очень очень редкие, и то не...

Герман Протас   25 апр 2025   NPBFX


Были вопросы по счету, запросил инфу по операциям. Готовился к худшему. Был приятно удивлен - прислали, пояснили, разложили по секундам. Реально был...

Oleg Kit   18 апр 2025   NPBFX


Отдельное спасибо ведущему вебинаров Виктору Емченко! Всегда смотрю его выпуски по воскресеньям, подключаюсь к тематическим вебинарам. Человек уже...

Асташонок Андрей   26 мар 2025   NPBFX


Отзывы о Брокерах